Страна производитель: Япония
История автомобильной марки Toyota начинается в конце 19 века с фирмы Toyoda Automatic Loom Works выпускающей ткацкие станки. Ее основателем был Сакичи Тойода. Еще с детства он мечтал о механизации ткацкого процесса.
В 1909 году Тойоде пришлось покинуть собственную фабрику - акционеры не разделяли его страсть к изобретательству и искренне считали идею Тойоды выпускать свои станки-автоматы неприбыльной: зачем, если есть американские?
Разочарованный Сакичи Тойода ушел - и пустил дивиденды, которые получил как основатель и акционер, на основание собственной фабрики Toyoda Boshoku. Тойода и до того с переменным успехом участвовал в семейном мануфактурном бизнесе - первые склад и магазин он создал еще в 1893 году вместе с двумя братьями. Не потому, что хотел быть владельцем мануфактуры, - просто пряжа и ткань были как бы побочным продуктом испытаний его ткацких станков. Вот и сейчас Тойода увлеченно экспериментировал с автоматикой, а мануфактура обеспечивала его семью приличным доходом. Вдобавок Сакичи Тойода удачно выдал свою приемную дочь Айко замуж за Ризабуро Кодаму, сына владельца текстильного гиганта Mitsui Ичизо Кодамы.
К 1918 году у Тойоды с компаньонами было 34 тысячи прялок и более тысячи ткацких станков (преимущественно английских и американских). А в 1920 году Сакичи основал второй завод в Шанхае - 60 тысяч прялок и 400 станков принадлежали лично ему.
Но Сакичи не бросал изобретательства - в этом ему начал помогать старший сын Киичиро, получивший в 1920 году диплом инженера-механика. Теперь идеей ткацкой автоматизации занимались оба - и отец, и сын. На совершенствование конструкции, отладку производства и переговоры с поставщиками потратили еще семь лет. И только в 1927 году после ряда неудач автоматический станок Toyoda Type G пошел в продажу.
Сегодня эти станки стоят там же, где они впервые начали работать более 80 лет назад, в корпусе нагойской фабрики Тойоды, ныне превращенной в музей техники. Пожилой японский механик по просьбе любого посетителя включит привод и из станка с грохотом поползет белая нить.
В Америке ткацкие машины марки Northrop и Draper к тому времени делали уже более двадцати лет. Но Сакичи Тойода еще в 1910 году специально съездил за границу и увидел, что американские станки несовершенны, а в Англии автоматику и вовсе никто не использует. За прошедшие годы практически ничего не изменилось: когда в 1929 году Сакичи послал сына Киичиро в зарубежную командировку с целью продажи лицензии на станок Type G, американцы отказались от покупки, а вот англичане согласились.
Крупнейший английский производитель текстильного оборудования Platt Brothers неожиданно решил подписать контракт на 100 тысяч фунтов стерлингов за право выпускать и продавать станки типа G на всех рынках западнее Сингапура, который в то время еще принадлежал Великобритании.
При этом руководство Platt Brothers давно негодовали на то, что Тойода копирует их технические решения, и даже делали попытки купить его компанию. Приобретение лицензии не пошло им впрок - англичане так и не смогли наладить у себя производство японских станков. И в течении долгого времени торговались с Киичиро Тойодой, чтобы сократить лицензионные отчисления.
Деньги от продажи патента Сакичи Тойода обещал отдать сыну в качестве премии за то, что тот освоит производство автомобилей. Ведь в конце 20-х годов компании Ford и General Motors уже открыли свои заводы в Японии и немедленно захватили местный рынок, где самым крупным автопроизводителем был Datsun с его адаптированной копией английской малолитражки Austin Seven.
В 1930 году Сакичи Тойода умер от пневмонии, а Киичиро стал продолжать дело отца. Сначала группа инженеров изучила устройство комплектующих, разбирая автомобили марки Chevrolet. Затем, в 1934 году, главный литейщик завода Тойоды был откомандирован в Америку, чтобы перенять технологии производства блоков, головок, коленвалов и поршней.
В 1935 году были построены первые прототипы - легковой автомобиль Toyota A1 и грузовик марки G1. Причем легковой автомобиль имел схожие черты с маркой Chrysler De Soto Airflow, Эта марка предлагалась с рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 3389 см3 мощностью 65 л.с., аналогичным мотору Chevrolet Six. Никаких патентов ни у GM, ни у Chrysler приобретено не было.
Примечательно что, в это же время компания Datsun начала выпускать по лицензии американский Graham-Paige.
Однако Тойода просчитался в выборе объекта для подражания: если уж Airflow в Америке не пользовался спросом, то чего было ожидать от его модифицированной японской версии?
В августе 1937 года была основана знаменитая Toyota Motor Company. И сразу же компания освоила выпуск грузовика для нужд армии. По окончанию второй мировой войны в 1947 году за заводе в Коромо который избежал бомбежек Toyota начинает выпуск новой модели поменьше - Toyopet SA. Марка предлагалась с 27-сильным двигателем рабочим объемом 995 см3 и двухдверным кузовом седан. Однако ее серийное производство началось только осенью 1949 года, когда американские оккупационные власти окончательно отменили запрет на выпуск легковых автомобилей для индивидуального пользования.
Но и Toyopet SA не стал пользоваться спросом. Завод стал на грани разорения, рабочие не прекращали бастовать. Наверное, ничего удивительного в этом нет. Ведь Тойоды не были специалистами по автомобилям.
В 1950 году Киичиро Тойода публично ушел в отставку, чтобы своим примером сподвигнуть рабочих уволиться и спасти компанию. Он так и не оправился от этого удара - и спустя два года ушел из жизни от кровоизлияния в мозг. Но Toyota выжила за счет доходов от мануфактурного бизнеса. Если бы не текстильное производство, компании Toyota просто не было бы.
Дело Киичиро продолжили его сын Соичиро и кузен Эйджи Тойода, сын Ризабуро. Они решили реформировать Toyota: Эйджи Тойода вместе с управляющим из Toyoda Boshoku Таичи Он съездил в США, посетил заводы компании Ford.
И появилась Toyota Production System TPS. Это особая система контроля качества сборки на каждом этапе. Американский контроль качества в то время был основан на тестировании конечного продукта.
В 1951 году началось производство универсального полноприводного автомобиля марки Land Cruiser.
В 1955 году, когда с конвейеров Toyota сходило ежегодно около 10 тысяч автомобилей, появился седан марки Crown с двигателем рабочим объемом 1453 см3. В 1957 году родилась известная и популярная марка Corona с двигателями рабочим объемом 995-1453 см3.
В 1960 году выпустили небольшую серию машин Crown Sport с 1,5-литровым 72-сильным двигателем и кузовом из стеклопластика. Через год появилась малогабаритная марка Publica с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения в 697 см3.
В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного автомобиля. Проделанный путь занял 25 лет, однако 2-миллионный автомобиль был собран уже через 3 года. Самая популярная и известная марка Corolla появилась в 1966-м. Она имела 2-дверный кузов седан длиной 3845 мм и оснащалась 4-цилиндровым двигателем в 1087 см3 мощностью 60 л.с.
Одновременно поступил в продажу спортивный автомобиль марки 2000GT с 6-цилиндровым двигателем в 1988 см3. Эта марка выделялась подчеркнуто аэродинамическими линиями кузова. Дизайн разработали с учетом вкусов европейских покупателей автомобилей такого класса. Автомобиль оборудовали 6-цилиндровым 2-литровым двигателем с верхними распределительными валами, идентичным по конструкции 1,6-литровому двигателю от легковой серии Celica, 5-ступенчатой коробкой передач и спортивными колесами со спицами.
В 1967 году выпустили модель высшего класса Century с 3,0-литровым двигателем V8. В течение трех последующих лет автомобиль Corolla оборудовали 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1166; 1407 и 1588 см3, Crown I получила двигатель в 1858 см3, а Crown продавали с двигателем V8 рабочим объемом 2599 см3. В 1969 году появился миллионный автомобиль популярной марки Crown.
В декабре 1970 года выпустили купе марки Celica -GT с двигателем рабочим объемом 1588 см3 и седан Carina с двигателями в 1407 и 1588 см3. В 1972 году Toyota отметила выпуск 10-миллионного автомобиля (доля марки Corolla составляла 3 млн. штук). Одновременно появился седан среднего класса марки Cressida с 4- и 6-цилиндровыми двигателем в 1968 и 2563 см3.
На следующий год на базе марки Corolla выпустили малогабаритные автомобили Starlet с кузовами седан и купе. В 1979 году ассортимент компании Toyota включал купе Starlet 1166 и 1290 см3 и Celica 1588 и 1968 см3, седаны марки Tercel, Carina (1588 и 1968 см3) и Cressida (1968 см3). На вершине производства стояла Crown класса люкс с 6-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 2563 см3 или 4-цилиндровым дизелем в 2188 см3.