Производитель: Великобритания
Это автомобилестроительное предприятие было создано усилиями инженера и мясника.
В 1903 г. инженер Джон Уэл-лер (John Weller) построил свой первый автомобиль, заняв деньги у торговца мясными продуктами с красноречивым именем Джон Портвейн (John Portwine).
Машина получилась непомерно дорогой, и на следующий год компаньоны разработали более дешевую коммерческую машину. Назвали ее Auto-Carrier ("Ото-Кэрриер", в переводе на русский язык "Перевозчик"). Для выпуска машины Уэллер и Портвейн организовали фирму Autocars and Accessories Ltd. Вслед за этим появился пассажирский вариант AC Sociable ("Coушэбл"). С 1907 г. название компании изменили на Auto Carriers ("Ото Кэрриерз"), или сокращенно АС (Эй-Си). В 1911 г. последовал перевод предприятия в городок Диттон на берегу реки Темзы, где оно и располагалось на протяжении многих лет. После 1922 г., с избранием председателем совета директоров предприятия С.Ф. Эджа (S.F. Edge), компания наконец заняла достойное место в рядах английских изготовителей автомобилей под новым названием AC Cars Ltd.
Эти инициалы означают Auto Carriers. Название принадлежит фирме с 1907 г. Прежде она называлась Autocars and Accessories Ltd.
Свой первый четырехколесный автомобиль фирма АС построила еще в 1913 г., к десятилетию со дня основания. Он имел двухместный алюминиевый кузов и 4-цилиндровый двигатель фирмы Fivet ("Фи-вет"). Но куда интересней этого мотора был 6-цилиндровый рядный агрегат, который в 1919 г. лично спроектировал один из основателей фирмы Джон Уэллер. Этот двигатель с верхним расположением распредвала выпускался в 2-литровом варианте вплоть до 1963 г.! В 1929 г. из компании ушел С.Ф. Эдж, и она была принудительно ликвидирована. Лишь пару лет спустя ее сумели возродить к новой жизни братья Уильям (William) и Чарльз Харлоки (Charles Hurlock).
Выпускавшиеся в дальнейшем модели обладали отчетливо выраженным спортивным характером. В 1966 г. появилась модель "428" на базе автомобиля AC Cobra. Она оказалась неудачной, и именно с нее принято отсчитывать начало заката автомобильной марки АС. От гибели и забвения АС спасло предприятие Autokraft ("Ото-крафт"), принадлежавшее Брайану Энглиссу (Brian Angliss). Оно продолжило выпуск модели Cobra под обозначением AC Mk IV. В 1986 г. именно Энглисс разработал конструкцию новой высокотехнологичной модели под названием Асе. Сегодня производство модели Cobra продолжается в двух исполнениях: AC Superblower ("Эй-Си Суперблоуэр" и Асе.
АС никогда не была крупным предприятием. Но это обстоятельство ничуть не мешало ей иметь в своей производственной программе столь разные изделия, как инвалидные коляски и мощные спортивные машины Cobra.
АС Асе ("Эй-Си Эйс") 1954-1964
Предпосылкой к появлению на свет машины Асе стало осознание руководством фирмы AC Cars того факта, что выпускаемые ею модели с закрытыми кузовами стремительно устаревают. Демонстрация конструктором Джоном Тохейро (John Tojeiro) одного из своих спортивно-гоночных автомобилей облегченной конструкции указало руководству фирмы выход из положения. Летом 1953 г. фирмой АС были приобретены права на серийный выпуск этой машины, и тогда же начались работы по созданию ее дорожной версии. К открытию в октябре в лондонском Эрлз-Корте ежегодного автосалона, автомобиль Тохейро приобрел заметно лучшие очертания. Рядом с чисто спортивным вариантом экспонировалась и созданная в рекордно короткие сроки дорожная версия, названная АС Асе.
В 1953 году состоялся дебют модели Асе, в основу которой была положена спортивная машина конструкции Джона Тохейро. Автомобиль имел полностью независимую подвеску и алюминиевый кузов.
Как и базовая конструкция Джона Тохейро, автомобиль АС Асе имел в своей основе трубчатую раму, на которую монтировался легкий алюминиевый кузов, выполненный в лучших традициях итальянской технологии superleg-gera (суперлегера). Передняя и задняя подвески - независимые, причем выполнены по единой схеме: поперечные листовые рессоры, нижние треугольные рычаги и телескопические амортизаторы. На ранних экземплярах применялись барабанные тормоза, но уже с 1957 г. на передних колесах появились дисковые. Реечный рулевой механизм, установленный на машину Тохейро и предсерийные автомобили АС Асе, оказался неудачным. При переходе на серийный выпуск его заменили на традиционный.
Двигатель автомобиля, старая и многократно испытанная рядная "шестерка" рабочим объемом 2 л, поначалу развивал 85 л.с. Позже мощность довели до 102 л.с. Мотор устанавливался на раму со значительным смещением назад, что обеспечило хорошее распределение нагрузки на передние и задние колеса. Привод на задние колеса осуществлялся через 4-ступенчатую механическую коробку фирмы Moss ("Мосс"). С 1956 г. для АС Асе по заказу стали предлагать 6-цилиндровые двигатели Bristol.
В интерьере бросалась в глаза обивка из натуральной кожи.
В 1961 г. фирма Bristol производство своих двигателей свернула. На автомобилях марки АС появились 6-цилиндровые двигатели Ford ("Форд") рабочим объемом 2,5 л, которые форсировала фирма Ruddspeed ("Руддспид"). Их мощность составляла 90-120 л.с. Всего было построено почти 700 экземпляров АС Асе.
AC Cobra ("Эй-Си Кобра") с 1962 г.
Производство автомобилей АС Асе находилось на грани полного закрытия, когда появился американец Кэролл Шэлби (Carroll Shelby), бывший спортсмен-автогонщик, ставший предпринимателем. Именно он в 1961 г. выступил с предложением усилить конструкцию машины и установить мощный V-образный 8-цилиндровый двигатель производства Ford.
В кратчайшие сроки было заключено соответствующее соглашение, и корпорация Ford начала поставки модернизированной версии своей "восьмерки" рабочим объемом 4,2 л. Ходовую часть машины оперативно усовершенствовали, и уже в феврале 1962 г. первый экземпляр новой модели поступил в США для ходовых испытаний.
Такая эмблема свидетельствовала о влиянии американца Кэролла Шэлби на судьбу скромного британского предприятия.
Ведущий задний мост получил межколесный дифференциал повышенного трения, аналогичный по устройству используемому на Jaguar E дифференциалу Salisbury ("Солсбери"). Первоначально задние дисковые тормоза располагались рядом с главной передачей, нос началом серийного производства их вмонтировали в колеса. Коробка передач Borg-Warner ("Борг-Уорнер") с четырьмя ступенями соответствовала развиваемой двигателем мощности в 260 л.с. Колею автомобиля пришлось расширить, что в свою очередь потребовало расширения арок колес. Скоростные характеристики у машины получились замечательные (максимальная скорость достигала 240 км/ч). К концу 1962 г. сформировалась конструкция модели Cobra 289: рабочий объем двигателя достиг 4,7 л, вновь появился реечный рулевой механизм. Но самый сенсационный и знаменитый вариант был еще впереди. Инициалы АС на американском рынке прекратили использовать с появлением в январе 1965 г. варианта "Mk III".
Жесткий верх делал машину Cobra более эффективной на гоночных трассах всего мира.
Параллельно с моделью Cobra 289 развернули выпуск серии "427" с 7-литровым мотором. Этот вариант "Mk III" имел новую и значительно более жесткую раму, пружинную подвеску. Усилили практически все элементы автомобиля. Для того, чтобы разместить колеса и шины увеличенного размера, изменили размер колесных арок, что потребовало удлинить кузов. С появлением на рынке автомобиля Ford Mustang американский концерн утратил интерес к сотрудничеству с британцами и в 1966 г. производство было полностью свернуто. В Великобритании фирма АС продолжила до 1968 г. выпуск собственных моделей "289" с пружинной подвеской, но на них название Cobra уже не применялось.
Классическая Cobra - модель "289". Индекс модели соответствует рабочему объему ее V-образного 8-цилиндрового двигателя, указанному в кубических дюймах.
Одна из лучших машин готова была кануть в небытие. На помощь ей пришел Брайан Энглисс. Он основал в Бруклендсе компанию Autokraft, договорился о правах на использование эмблемы АС и продолжил выпуск. В конце 90-х гг. Cobra вновь появилась под новым названием AC Superblower, не утратив ни агрессивности, ни замечательных ходовых качеств.
Другие варианты Cobra АС 428: выполнен на раме автомобиля Cobra 427. Новый стальной кузов купе или кабриолет создан итальянской компанией Frua ("Фруа") из Турина. Автомобиль целиком выпускался силами предприятия AC Cars (1966-1973 гг.).
AC Greyhound ("Эй-Си Грейхаунд") 1960-1963
Отчетливо понимая, что только на одних выпускаемых в небольших количествах 2-местных моделях Асе и Асеса много не заработаешь, фирма AC Cars решила освоить производство 4-дверной машины. Как и автомобиль Асеса, новая модель создавалась на основе уже существующих. Поперечные листовые рессоры на ранних стадиях проектирования были заменены пружинами. Это дало возможность сместить двигатель вперед и увеличить длину пассажирского салона на 25 см. В заднюю подвеску были в дополнение к спиральным пружинам введены диагональные рычаги, что также обеспечило увеличение размеров салона. Вместо труб круглого сечения для рамы использовали трубы квадратного сечения. В конструкцию кузова ввели дополнительные консольные усилители. Реечный рулевой механизм применялся на новом автомобиле с самого начала, как и дисковые тормоза на передних колесах. Задние тормоза снабжались алюминиевыми барабанами.
Кузова изготавливались вручную из алюминиевого листа. Их плавные линии являлись развитием стилистической темы автомобиля Асеса. В задней части машины был предусмотрен багажный отсек, крышка которого подвешивалась на петлях по нижней кромке. Использовался один из вариантов б-цилиндрового мотора Bristol, в том числе рабочим объемом 2,2 л. Существовали и экземпляры со старым собственным б-цилиндровым двигателем. При собственной массе чуть больше тонны модель Greyhound развивала скорость до 170 км/ч. В 1963 г., построив и продав менее 100 экземпляров этой модели, фирма свернула ее производство.
АС 3ОООМЕ ("Эй-Си 3ОООМЕ") 1979-1984
Демонстрация купе "3ОООМЕ" с мотором в пределах базы состоялась на Лондонском автосалоне 1973 г. Его блеск очень скоро померк, а шум оказался пшиком. Время шло, а серийный выпуск новой машины не начинался. На выставках автомобиль появлялся с завидной регулярностью, причем всякий раз он представал в модернизированном виде. Серийное производство автомобиля началось лишь в 1979 г. Сама по себе идея машины была хороша: в ее основе лежал опять-таки выставочный экспонат, прототип Diablo ("Дьябло"). Его спроектировали, построили, а затем возили с выставки на выставку Питер Бохэнна (Peter Bohanna) и Робин Стейблс (Robin Stables). В конечном итоге модель приобрели представители фирмы AC Cars. На прототипе стоял двигатель от автомобиля Austin Maxi ("Остин Макси"). Новые хозяева заменили его на 3-литровый Ford V6, который поставили поперек за спинками сидений. Крутящий момент через цепную передачу и 5-ступенчатую коробку передач Hewland ("Хьюлэнд") передавался на задние колеса.
Совершенно новой и нетрадиционной для AC Cars оказалась конструкция шасси, так называемый монокок - массивная платформа-основание для легкого стеклопластикового кузова и точек крепления подвески. Отработанные в ходе автомобильных гонок подвески с двойными треугольными рычагами, винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами применялись для всех колес. Рулевой механизм - реечный, угол наклона рулевой колонки регулировался, а в каждом из четырех колес, выполненных из легкого сплава, размещался дисковый тормоз. Внутреннюю отделку салона выполнили со знанием дела. Места в салоне вполне хватало водителю и его единственному пассажиру. С точки зрения дизайна интерьер был не только привлекательным, но и обладал значительным потенциалом. К сожалению, годы, потраченные на доведение машины до серийного производства, никак не сказались на ходовых характеристиках.
За 5 лет было изготовлено всего 68 экземпляров автомобиля АС 3ОООМЕ. После этого проект уступили за символическую цену новой независимой компании под названием AC (Scotland) Ltd. Это предприятие сумело построить еще три десятка машин, после чего затеяло реорганизацию с одновременной подготовкой улучшенного варианта автомобиля, не располагая ни силами, ни средствами для осуществления столь амбициозного проекта. На том все и закончилось.
В 2004 году AC Cars(UK)Ltd. вновь устанавливает отношения с Шелби–производство до 50-и автомобилей в год. Открывает новый инженерный центр и завод на Мальте. Производство начинается с модели 289.
В 2005 году AC Cars открывает фабрику на Мальте в городе Хал Фар для производства AC MK V.
В 2006 году AC Cars заключила дистрибьюторский договор на поставку автомобилей в Россию и страны СНГ с российской компанией Armand-Legend.